puerrtto (puerrtto) wrote in tourism_il,
puerrtto
puerrtto
tourism_il

Краткий путеводитель "Индия для начинающего" - из личного опыта (Индия)

После нескольких месяцев после третьего посещения Индии, наконец-то собрался с изложил свое видение познания этой большой и непростой страны. Хочу сразу же предупредить тех, кого порой здорово раздражает мой подход к решению вопросов, и некоторые взгляды на жизнь и людей - не пытайтесь меня переубеждать - вряд ли удастся. Зато очень многим перечисленные ниже ситуации несомненно помогут в планировании путешествий в Индию, и сэкономят не только деньги, но и нервы, время и силы. Ниже речь пойдет о технике путешествия, не вдаваясь в описание красот этой действительно замечательной страны, о которых можно будет почитать в конце рассказа, по соответствующей ссылке.

Самолет индийской авиакомпании Kingfisher Airlines

Исходное - если ваше время ограничено, а увидеть хочется максимум возможного, то перемещаться по Индии следует самолетами. По трем причинам. Во-первых, из экономии времени - очевидно. Во-вторых, я, к примеру, плохо сплю в поездах и после продолжительной поездки мне необходим день для отдыха. В-третьих, стоимость перелетов по Индии (при покупке билетов заранее через интернет) лишь немногим дороже, чем на поезде в хорошем классе. Забегая вперед, уже вернувшись из Индии, замечу, что в этом плане я ничуть не ошибался. Пример из практики. Перелет из Дели в Даржиллинг, протяженностью в 1600 километров, за который я отдал в обе стороны 87 долларов. Повторю - в обе стороны, включая все сборы. Теперь сравним с поездом: 28 часов в дороге, стоимость в классе 2АС (четырехместный плацкарт с занавесками) порядка 60 долларов в обе стороны. Разница в 27 долларов. Но в первом случае 2 часа перелета в комфортабельном авиайнере, во втором - в обе стороны двое суток потерянного времени в убитом вагоне с риском быть обокраденными, среди не самых чистоплотных соседей. Кажется, комментарии излишни? Добавлю, что если бы разница в цене между самолетом и поездом была не столь мизерна, а хотя бы 1:2, то я бы в итоге все же поехал на поезде. Про индийские поезда я расскажу отдельно, и это весьма неоднозначный жизненный опыт.

Билеты на самолеты внутри Индии

Билеты покупал посредством сайта www.skyscanner.net, который чудесным образом образом находил различные варианты и для покупки билетов перебрасывал на соответствующие ресурсы авиакомпаний. В моем случае я купил 6 перелетов на авиакомпании Air Deccan: Дели - Удайпур, Удайпур - Джайпур, Джайпур - Джодхпур, Джодхпур - Дели, Дели Сринагар и Сринагар - Дели. На другой авиакомпании, Kingfisher Airlines я купил перелет из Куджарахо в Дели. В каждом из случаев стоимость каждого из перелетов составляла $30-50 в одну сторону. Согласитесь, не много. Теперь касаемо собственно покупки билетов. Это не просто. Точнее говоря, далеко не везде ваша кредитная организация (или банк) допустит ту, или иную транзакцию. К примеру, мне так и не удалось купить билеты на индийские компании Indigo airlines, Jet Airways и Indian Airlines. Хотя, порой, именно расписание и тарифы этих компаний были наиболее привлекательны.

В целом, на мой взгляд, следует свести к минимуму использование кредитных карт во всем том, что затрагивает Индию. Эта страна держит первое место в мире(!) по числу махинаций с пластиковыми картами. Перестраховываясь, зарубежные банки по умолчанию блокируют большую часть сделок с индийскими компаниями. И если при покупке билетов на сайтах компаний вы рискуете минимально, то уж покупать что-то будучи в Индии нельзя категорически. Давая карту для оплаты в некоем пусть и крупном торговом центре Дели, вы имеете приличный шанс того, что, удалившись с вашей картой на минуту, с нее будет снят слепок. А затем, какое-то время спустя, вы обнаружите, что по вашей карте были сделаны несанкционированные вами покупки. Если ваш банк американский - вы сможете потребовать отменить транзакцию. И вам ее отменят. Отменят раз, два, три. Затем ваша кредитная история будет под вопросом. Если же ваш банк российский - скорее всего, никто не станет биться за честь вас, как клиента. С вас снимут эти деньги, не моргнув глазом. Оно вам надо?

Билеты на поезда


Отдельная песня. Есть сайт индийских железных дорог www.indianrail.gov.in Это верх неудобства. Более бездарной системы не сыскать. Мало того, что там нет приемлемых расписаний, и с вас требуют номер поезда, который вам неизвестен, так еще и покупка билетов в онлайне сопряжена с многочасовыми заполнениями анкет, формуляров. Все это работает плохо, вылетает из сети, карта не принимается, кодировки сбиваются в самый ответственный момент и так далее. Миллион вариаций, результатом чего станет то, что билет там фактически не купить. Добавим к этому тот факт, что система сама по себе работает считанные часы в сутки и…вероятно от покупки билетов на поезд в интернете вам придется отказаться. Хотя, признаю, я знал одного туриста, который купил в онлайне билет на поезд из Дели в Варанаси. Добавлю, что купил он, как выяснилось, свое место в листе ожидания, а вовсе не билет. Кроме того, почему-то с него сняли стоимость билета дважды.

В Дели я хотел провести минимум времени. Этот город, несмотря на все свои многочисленные достопримечательности откровенно отталкивал. Посещение же Дели лишь добавило нежелания задерживаться в нем хотя бы один лишний день. Упор предполагал сделать на небольших городках, природных красотах и…максимально объять необъятное.


Гигиена


Признаюсь, я не люблю и боюсь прививок. Особенно столь экстремальных, как антималярийные, антигепатитные и прочее. Один раз, планируя путешествие в далекие края, я сходил на прививку. Слег в тот же день. С температурой хорошо за 39. И лежал как убитый дня четыре. Доктор объяснил это некоей индивидуальной реакцией моего организма на сыворотку. Хорошо. И все же тот опыт не хотелось повторить. Но и заболевать гепатитом тоже не хотелось. В итоге я банально позабыл о прививках напрочь и поехал так. Ничуть себя не оправдываю, а лишь рассказываю о своей ситуации.

В дорогу собрал дюжую аптечку, где было все - начиная от активированного угля и гигиенических растворов до сильнодействующих антибиотиков и даже одноразовых шприцов с инъекциями в случае тех, или иных заболеваний (не буду вдаваться в их перечисление - список велик). И опять же, забегаявперед, замечу, что ничего из упомянутого не потребовалось. Кроме угля, при небольшом отравлении.

Теоретических знаний было много. Мог читать лекции студентам на тему вирусологии тропических регионов. Разумеется, что вода из крана не только не должна попасть в рот, но даже на лицо - некоторое преувеличение, не спорю. Нежелательно попадание воды из крана в область паха - бог его знает, какие урологические инфекции могут проникнуть в обход мужской простаты? Для женщин сей вопрос еще более насущен. Ничего не имею против привычки подмываться после посещение уборной. Но осторожнее в Индии, особенно в общественных туалетах - там подмываются тысячи, касаясь нечистыми руками краника и чаши. Любите грызть ногти - носите с собой обеззараживающие растворы на спиртовой основе. Помыли руки с мылом, обработали раствором - грызите себе на здоровье.

Воду пить только из бутылей. Предварительно убедившись, что они были закупорены на момент покупки - в Индии распространена практика повторного использования бутылок, путем наполнения их из крана. На сей счет много и красочно расскажет коллега Сергей Жаров www.zharov.com. Выпили - проткните бутыль чем-то острым, внесите свой скромный вклад в борьбу за выживание туристов. Я, кстати, абсолютно не шучу.

Питание


О, ужас. Сразу попрошу извинения перед ценителями индийской кухни за то, что скажу далее. Индийская кухня по сей день вызывает во мне рефлекс отторжения. Еще раз - простите. Но нормально и вкусно покушать в Индии было нелегко. За 17 дней пребывания я с трудом вспоминаю раз, или два, когда я был удовлетворен трапезой. Очевидно, почему индусы кушают очень острое - это убивает инфекции. И это продлевает жизнь продуктам. Слегка подпорченное мясо хранят в острых соусах, и обильно заваливают экзотическими приправами. В итоге крайне сложно понять, что именно вы кушаете, а еще труднее уловить исконный вкус продукта. Сплошные приправы, резкие до боли во рту. И надежда, что и в этот раз все обойдется, и содержимое аптечки вроде левомецитина и иммодиума не потребуется. Вдобавок ко всему - еда, на мой взгляд, абсолютно не вкусная. Это если вы сумеете сквозь горы специй ощутить ее вкус. Как и выбор места покушать - морока изнурительная. Подавляющее число уличных “едален” - откровенная попытка самоубийства. Продукты валяются на полу, мясо рубится топором прямо на асфальте под ногами у прохожих и их плевков. На овощах отдыхает облезлая собака, а моют продукты если не в ближайшей грязной речке, то в общей бадье с горой грязной посуды.

Остается искать заведения другого уровня. Они есть. В крупных городах. Но это поиски, это время. Можно кушать при дорогих отелях - расценки будут соответствующие. Можно кушать в небольших городских ресторанах, где трапезничает индийский средний класс. Эти заведения надо знать. Например, прочитав путеводитель. Да. И еще раз да. Все можно, все в итоге свершится. Но общее напряжение, сомнения, потеря времени - утомляют и лишают удовольствия от поглощения еды. Еда, после которой от греха подальше перекусываете активированным углем - это не радость, это…тоска.

Индийские поезда и вокзалы


Об их бронировании в интернете (или, точнее говоря - о невозможности их бронирования в интернете) я рассказал выше. Теперь собственно про поезда и вокзалы. Я побывал на многих вокзалах: Дели, Джайпур, Удайпур, Джодхпур, Гвайлор, Джанси, Даржиллинг, Силигури и…где-то еще. Неприятно. Гадко. Хаос. Это в трех словах. Исключение - вокзалы Джайпура и Даржиллинга. На некоторых вокзалах (далеко не везде!) есть специальные кассы для иностранцев. Там можно без особенной толкотни купить билеты на поезда, но не позднее , чем за 4 часа до их отправления. Есть нюансы - у этих касс определенные часы работы, вне которых вам придется стоять в общей очереди. Не хочу сказать, что стоять в очереди с индусами это ужасное унижение. Вовсе нет. Это ничуть не гаже, чем стоять в очереди на Курском вокзале. Тоже самое. Вперед вас будут с криками лезть другие, вас будут отталкивать, что-то лепетать. Кассы будут закрывать на обед, на перерыв, на “технический” перерыв. Но самое любимое у индусских кассиров это выставить табличку LINK FAILURE (нет связи), после чего они тут же начинают пить чай, смеяться, шуметь и делать вид, что сотен пассажиров за окошечками не существует.

Иными словами, если у вас нет возможности купить билет в кассе для иностранцев, и вы находитесь на том же вокзале Дели - вам предстоит бой. Настоящий бой без правил. Будете зевать - никогда не пробьетесь к кассе. Толкайте в ответ, работайте локтями, если вас двое - пусть один блокирует лезущих сбоку. Только так.

Иначе потеряете массу времени, дотянете до перерыва, и полдня легко могут уйти насмарку. Друзья, хочу сразу заметить - я капельку утрирую опасности. Но лишь капельку. Когда у вас будет ограниченное время и планов громадье, то вы вспомните, о чем я говорил. Уверяю вас.




Вагон первого класса. Подчеркиваю - первого! Он же (вагон первого класса) и далее -




Туалет в вагоне первого класса


Вокзалы, за ничтожным исключением, редкостный бомжатник. Еще здесь воруют, лезут в карманы - только зазевайтесь. Толпы народу неописуемые, особенно в больших городах. Горы барахла в тюках, нищие калеки ползущие за вам с протянутыми обрубками, дети-попрошайки, чистильщики обуви, уличные кулинары, валяющие тесто на газете(!) брошенной на грязный асфальт.



Так работает вокзальная "пирожковая". Дядька на корточках месит тесто, кидает его на тележку, где его жарят-парят. И тут же продают голодающим и страждущим.


Попить водички? А прививки у вас есть?


Прикольная штуковина? Это мега-рикша. Мы на такой ездили в Гвалиоре.


В градации наимерзейших вокзалов Индии я бы выделил Гвайлор, Низамуддин в Дели, Варанаси и Джанси. При этом замечу, что бывал далеко не на всех вокзалах. От туристов слышал, что все это цветочки в сравнении с Калькуттой.

Самолеты и аэропорты


Итак, исходя из того, что у вас уже есть билеты (см.выше об авиакомпаниях и покупке билетов), мы переходим к перелетам внутри Индии. Здесь не все безоблачно. Большинство рейсов либо задерживается, либо отменяется. Это следует принять за аксиому при планировании путешествия. Из 11-ти наших авиаперелетов по Индии, пять были задержаны на срок от 2 до 4 часов, один отменен, и лишь пять вылетели в срок.

Аэропорт Дели


Аэропорт Тиручираппалли (юг Индии, штат Тамил-Наду)


Аэропорт Куджарахо, штат Мадхья-Прадеш


Аэропорт Удайпура, штат Раджастан


Идет посадка на самолет авиакомпании Air Deccan

Это нормальная, общепринятая статистика. Кто-то имел неприятности с российскими авиаперевозчиками, и возмущен их хамством и нежеланием хоть как-то компенсировать ущерб? Значит Индия вас удивит еще более радикально. В Индиицарит полнейший и узаконенный бардак и беспредел касаемо прав пассажиров. Задержка вылета не считается чем-то необычным, а ваши требования вернуть деньги (или хотя бы накормить) после 4-5 часов безнадежного сидения в аэропорту - канут в лету. Знайте это.

Вот так вы будете сидеть и ждать вашего вылета. Лучше с книгой.

Отмена рейса подразумевает, что вы полетите следующим рейсом. Когда? Через сутки, или двое - когда будет рейс и свободные места. Где вам ночевать - где хотите, хоть на полу. Хотите кушать - идите в ресторан за свой счет. Или голодайте. Индия - самaя большая на свете демократия - наслаждайтесь.

Махатма Ганди и его теория молчаливого неповиновения

Индусы во многом схожи своим рабским менталитетом с советскими людьми. "Политика недеяния", провозглашенная Махатмой Ганди, и ставшая лозунгом борьбы против британцев, осталась в сердцах индусов и сейчас. Они не знают своих прав, они не привыкли ценить свою и чужую жизнь. И уже тем более не понимают ценности времени. Тем более, времени чужого. Многие называют меня упрямым, порой скандальным. Что делать - работа у меня такая, силой законодательства вершить справедливость (или несправедливость - кому как удобнее). И, замечу, что из всех пассажиров отмененного рейса на Сринагар (куда мы летели), лишь мы с моей спутницей рванули в делийский офис Эйр Деккана и учинили им разборки. Одни. Из всего рейса. Пока я требовал, качал права, ссылался на конвенции по правам авиапассажиров, моя спутница закатила вполне правдоподобную истерику со слезами и требованиями немедленно вызвать российского консула (для моей спутницы), израильского (для меня). Это был чистой воды фарс - плевать хотели на нас консулы. Никто не собирался никуда звонить. Но блефовали мы очень даже натурально - индусы прогнулись.

Так ли это важно, чем вгонять индусов в ступор? После нашего с ней ареста в прошлом году у башен Азриэли в Тель-Авиве ( http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6125000/6125280.stm ), мы научились импровизировать на ходу. Приобретенный опыт испробовали на индусах. И был результат - нам выдали бесплатные ваучеры на две перелета по Индии. И мы, пусть не вылетев в Сринагар, вылетели уже через два часа в Даржиллинг. Чего не сказать о других пассажирах рейса, которые остались ворчать и жаловаться на судьбу в зале ожидания аэропорта. Забегая вперед замечу, что пассажиры нашего рейса на Сринагар провели в аэропорту ровно сутки, и спали на полу.  В это же самое время мы покоряли горный Даржиллинг, рассказ о котором ниже.

Резюме такое - ни в коем случае не молчать. Никогда и ни при каких обстоятельствах. Вы - не индусы, а они - не Махатма Ганди с его теорией молчаливого неповиновения. Ваши права нарушили, на вас наплевали с высокой колокольни - немедленно давать ответный бой. Что угодно - кричать, скандалить, требовать, декларировать намерения, брать бумаги, обещать судиться, просить бесплатный обед. Что угодно. Но не молчать. Иначе вы рискуете потерять не только время с деньгами, но и провалить свой маршрут. Не факт, что вы получите все, что хотели. Но всегда получите как минимум что-то. Будете смиренно молчать - не получите ничего гарантированно.

И еще. Не верьте, если вам пообещают вернуть деньги в случае отмены рейса. Тем более, если вам скажут, что деньги вам выдадут в Дели в генеральном офисе авиакомпании (варианты - вернут на счет если платили кредитной картой, перечислят через почту, принесут в отель и т.д) - вам ничего не вернут. Как только вы дадите добро, удовлетворенно кивнете в знак согласия - плакали ваши деньги. Повторю еще раз - вы не получите ни-че-го. Что бы вам не обещали. Если деньги не выдали сразу и на месте - их не выдадут никогда. Остальное - вранье и отмазки цель которых от вас отделаться любой ценой. Так что лучше требовать ваучер, либо перенос рейса. В этом случае шанс получить хоть что-то более реален.
 

Отели


Несколько слов в отношении индийских отелей, особенно отелей в Пахрганже. Здесь не так много рисков, и все они легко обходимы при соблюдении некоторой бдительности. Опустим разговор о необходимости предварительного торга - это очевидно по умолчанию. Важно другое. Оговоренная и озвученная стоимость проживания должна уже включать в себя все налоги и сборы. В большинстве случаев, если вы это не возьмете под контроль изначально, при выселении с вас потребуют оплаты различных сборов: luxury tax, government tax и прочее. Знайте, что это не должно идти дополнительно к оговоренной стоимости, а обязано быть внутри нее изначально. Потребуйте у администратора еще в момент вселения написать вам стоимость на листке, и добавить фразу “All the taxes already included in a price stated above”. Затем роспись и печать отеля. В противном случае вы почти гарантированно при выселении будете доплачивать от 10 до 30%(!) сверх стоимости проживания. И ни в коем случае не верьте администратору на слово. Неважно, что он пообещает вам при вселении - утром будет другой администратор, и все ваши устные договоренности могут кануть в лету.

Второй момент - ни в коем случае не платите за отель сразу, при вселении. Если требуют оплаты сразу же - ищите другой отель. Помните, что как только вы заплатили - вы ничего у них не добьетесь. Ни дополнительных одеял, ни ремонта бойлера, ни полотенец. Ничего. Это они должны быть всегда в зависимости от вас, а не наоборот. И это они должны переживать - заплатите вы им, или нет, если они будут вести себя с вами некультурно во время проживания. На этой жизнеутверждающей ноте пока закончу отельную тему.

Миллионы индусов живут за счет туризма. Это целая лесенка, или пирамида, как кому удобнее. Внизу пирамиды - водители рикш, таксисты, будочники из prepaid, “случайные” знакомые, которых вы знаете пять минут, и которые ведут вас в самый лучший (на их взгляд) отель, магазин, автобус, и так далее. Это всем понятно, и это банально. Так вот, если вы позволите очередному “индийскому другу”, рикшисту, или лавочнику войти с вами в отель - вы переплатите. Однозначно и бесповоротно. Это отработанная схема. Хитрован поимеет не менее 20% от той суммы, что вы заплатите в итоге отелю. Это называется “комиссия” за посредничество. Сделайте все, дабы жулики не увязались за вами. Все, что только возможно. Никогда не говорите водителю рикши название вашего отеля - он гарантированно полезет туда вместе с вами, и вы переплатите. Самое лучшее - изучите карту города, и укажите рикшисту некое место поблизости от отеля (памятник, отделение полиции, исторические ворота, базар), и оттуда прогуляйтесь пешком. Иной раз рикшист (“друг”, лавочник) будут довольно навязчиво идти рядом за вами, в потуге выследить, куда вы направляетесь, и попытаться урвать небольшой куш там. Гоните их. Для начала вежливо, корректно. Не помогает - обратитесь к полицейскому, это сработает гарантированно, и зануда исчезнет с глаз долой.

Моторикши

Если Дели это ваш первый город в Индии, то знайте, что здесь самые подлые таксисты и моторикши Индии. В целом (и не только в Дели), моторикша это удобный и недорогой вид городского транспорта. Существенных минусов два. Первый - это очень опасный вид транспорта. Крохотная, часто разваливающаяся колымага на мопедном моторе, управляемая сонным и бездарным деревенским парнем. В случае малейшей аварии вы ничем не защищены. За время пребывания в Индии мы видели аварию с участием моторикши. Она не уступила дорогу грузовику, и тот буквально сбросил ее с дороги, где та благополучно перевернулась, теряя на ходу багаж пассажиров и самих пассажиров. Излишне говорить, что грузовик проехал мимо, даже не притормозив.

Вторая проблема - жадность водителей моторикш. После велорикш, это самый убогий вид городского транспорта. А контингент водителей порой поражает своей бездарностью и безответственностью, что не удивляет - чего ждать еще от простых деревенских жителей, приехавших в город за длинной рупией? Практически всегда вам предстоит торг за поездку, а в каждом третьем случае разного рода наивные, но неприятные попытки развести вас на деньги сверх оговоренного. Например, без вашего ведома, завезти вас в лавку сувениров, или в “свой” отель где тот имеет комиссию. Еще раз повторю сказанное выше - вы вправе и вполне можете игнорировать любые притязания прохиндеев. Можете. Но сами сцены неприятны, и оставляют некий мрачный эффект. Согласитесь, бегущий за вами ободранец из моторикши, стенающий на тему того, что он хочет с вас еще сотню рупий - зрелище не самое забавное. А это бывает. И не так уж и редко.

Интересная аксиома. Чем лучше вы знаете настоящие расценки, тем выше шанс, что вы будете постоянно иметь разного рода выкрутасы с моторикшами. По идее они обязаны включать счетчик. Но они это почти никогда не делают, поскольку знают, что по счетчику выйдет меньше, чем они у вас просят. Берем простой вариант. Аэропорт. Это 14 километров из центра Дели. Тариф рассчитывается так - 10 рупий за посадку и 4 рупии за каждый километр. Сколько у нас получается? 66 рупий. Друзья, сколько вы платили за дорогу из аэропорта в Дели? Только честно? Так вот для рикшиста получить всего 66 рупий с туриста это страшнейшее из унижений. Зная это, и стараясь сохранить его “честь”, мы стабильно давали им сотню. Пусть расценивают как бонус. Но буйная жадность их зашкаливает все разумные пределы. Как правило, сотни им тоже мало. Имейте это в виду, и если они начинают клянчить больше, смело берите другого рикшу.

Еще немного Индии:

Высокогорные поезда Даржиллинга--->
Джайпур - город дворцов и коварных обезьян--->

Tags: Индия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments